Навигация

Информация

Баннеры

Объявления

Краткая информация о Законе Республики Казахстан от 4 мая 2018 года «О внесении изменений и дополнен

Категория: Объявления
Дата: 25.05.2018
Просмотры: 552 Печать страницы
Краткая информация о Законе Республики Казахстан от 4 мая 2018 года
«О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений»

 

 

Как Вам известно, по итогам деятельности Комиссии по земельной реформе, Указом Президента от 6 мая 2016 года и соответствующими законами введен мораторий до 31 декабря 2021 года на нормы Земельного кодекса в части предоставления сельхоз земель в частную собственность казахстанцам и в аренду иностранцам.

В дополнение к нормам моратория по запрету предоставления сельхозземель иностранцам Законом Республики Казахстан от 4 мая 2018 года введен запрет на предоставление сельхозземель в аренду совместным предприятиям, имеющим иностранное участие в уставном капитале в любом количестве.

Законом предусматривается:

- сохранение и совершенствование норм по аренде сельхоз земель казахстанцам;

- установление предельных (максимальных) размеров сельхоз земель, предоставляемых в аренду;

- ужесточение требований к предоставлению сельхоз земель в приграничных территориях;

- удовлетворение нужды населения в пастбищных угодьях;

- отнесение предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства к государственным нуждам.

Закон, прежде всего, направлен на сохранение и дальнейшее совершенствование института аренды сельхозземель казахстанцами.

Для чего Земельный кодекс дополняется новой статьей 43-1, подробно регламентирующей порядок предоставления сельхоз земель в аренду на конкурсной основе.

Согласно указанному порядку, предоставление земель будет осуществляться по утвержденному акиматом перечню выставляемых на конкурс земель, согласованных с общественными советами и неправительственными организациями. В частности, Перечень земельных участков, выставляемых на конкурс, будет считаться согласованным в случае положительного заключения не менее трех четвертых от общего количества согласующих органов и организаций (Общественные советы, негосударственные организации в области АПК, Национальная палата предпринимателей, органы местного самоуправления).

Для обеспечения прозрачности проведения конкурса, в состав земельной комиссии предусмотрено включение представителей отраслевых общественных объединений, общественных советов, Национальной палаты предпринимателей, а также органов местного самоуправления не менее 50% от общего числа членов комиссии.

Данные нормы вводятся для учета общественного мнения местного населения при распределении земель.

В целях обеспечения гласности и равного доступа к конкурсу всех его потенциальных участников, новый порядок будет предусматривать опубликование извещения о проведении конкурса в СМИ и на официальном интернет-ресурсе акимата и МСХ, а также одновременное направление его всем акиматам районов в пределах области для размещения на своих информационных стендах и официальных сайтах.

Обязательным условием участия в конкурсе будет предоставление участником конкурсного предложения, включающего в себя:

- бизнес-план ведения сельхозпроизводства;

- обязательства по составлению и освоению проекта внутрихозяйственного землеустройства;

- обязательства по созданию рабочих мест для местного населения;

- обязательства по выполнению индикативных показателей по диверсификации структуры посевных площадей сельхозкультур в соответствии со специализацией региона.

Данные требования устанавливаются в целях эффективного и рационального использования предоставляемых земель.

В целях усиления контроля за рациональным использованием предоставляемых сельхозземель, Законом предусмотрено ведение постоянного мониторинга: первые 5 лет аренды – ежегодно, в последующие периоды на орошаемой пашне каждые 3 года, на богарной – каждые 5 лет.

Показателями мониторинга будет являться: целевое назначение земельного участка, сохранение уровня урожайности, соблюдение севооборотов, недопущение зарастания земель сорняками и др., проведение мероприятий по охране земель, исполнение условий договора аренды.

Порядок ведения мониторинга будет устанавливаться Министерством сельского хозяйства и осуществляться комиссионно, в составе представителей органов земельных отношений, сельского хозяйства, общественных организаций и объединений.

Результаты мониторинга будут служить основанием для продления срока аренды земельного участка.

Законом, в целях усиления государственного контроля за использованием и охраной земель, предусмотрено наделение районных исполнительных органов компетенцией по осуществлению государственного контроля за рациональным использованием сельхоз земель.

Также, предложен иной подход в исчислении сроков неиспользования сельхоз земель, который был внесен именно по предложениям, поступившим от северных регионов. Процедуру изъятия земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 94 Земельного кодекса, можно будет начинать после осуществления двух проверок в отношении субъекта в течение 2-х лет.

Справочно: Согласно п.3 ст. 92, если земельный участок сельхоз назначения не используется по назначению в общей сложности два года в пятилетний период с момента первоначального выявления факта неиспользования, то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном статьей 94 Земельного кодекса.

Кроме того, с целью установления единых требований по исполнению обязательств по рациональному использованию сельхоз земель, утверждается типовая форма договора аренды земельного участка, что послужит ориентиром для местных исполнительных органов при заключении соответствующих договоров.

Типовым договором аренды предусмотрено усиление обязанностей арендатора по использованию земли и его ответственности.

При этом, в договор будут заложены обязательства и намерения, предложенные арендатором в конкурсном предложении.

Несоблюдение условий договора аренды земельного участка будет являться основанием для его расторжения в установленном законодательством порядке.

В целях исключения предоставления больших площадей сельхоз земель в «одни руки», Законом предусмотрено установление максимальных размеров сельхоз земель, которые могут находиться в аренде у казахстанцев в пределах административных районов (городов) каждой области по видам угодий.

Размеры их будут утверждены Правительством по предложению местных представительных и исполнительных органов.

Распоряжением Премьер-Министра, в целях реализации принятого Закона, в срок до июля т.г. необходимо внести в Правительство совместное предложения маслихата и акимата по установлению предельных размеров земель, предоставляемых в аренду для сельхоз целей.

В этой связи, необходимо срочно приступить к данным работам.

Также хотим отметить что площади земельных участков, которые будут включены в Перечень земель выставляемых на конкурс, не превышал устанавливаемые максимальные размеры.

При этом, предоставление сельхоз земель в «одни руки» в размерах, превышающих предельный (максимальный) размер, в пределах республики не допускается.

Для определения максимальных размеров сельхоз земель Министерством сельского хозяйства разработана соответствующая Методика на основе научно обоснованных подходов, учитывающих природно-сельскохозяйственные зоны и ведущую специализацию каждого административного района, землеобеспеченность сельского населения и производственные ресурсы.

Кроме того, ужесточены требования к предоставлению земель в приграничных территориях.

Так, предлагается ввести полный запрет на предоставление земель, расположенных в пограничной полосе, за исключением случаев предоставления земель для защиты и охраны государственной границы Республики Казахстан.

На указанных территориях допускается использование сельскохозяйственных угодий для выпаса скота личного подворья и сенокошения без права возведения каких-либо капитальных строений.

В части предоставления земель, расположенных в пограничной зоне Государственной границы, предусматриваются ограничения только в отношении земель сельхозназначения: они будут предоставляться на праве аренды гражданам Республики Казахстан, за исключением граждан Республики Казахстан, состоящих в браке (супружестве) с иностранцами, и юридическими лицами Республики Казахстан без иностранного участия.

При этом, земельные участки, расположенные в пограничной зоне Государственной границы Республики Казахстан, не смогут принадлежать на праве собственности иностранцам, гражданам Республики Казахстан, состоящим в браке (супружестве) с иностранцами, а также иностранным юридическим лицам и юридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием.

Указанные меры направлены на обеспечение национальной безопасности и сохранности территориальной целостности Республики Казахстан.

Для решения проблем с нехваткой пастбищных угодий для выпаса скота личного подворья, Законом предусмотрены нормы, согласно которым вокруг населенных пунктов будут определены площади пастбищ, необходимые для удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья.

На данных территориях устанавливается запрет на их предоставление в аренду физическим и юридическим лицам Республики Казахстан.

Учитывая, что на сегодняшний день часть пастбищ вокруг населенных пунктов находится в собственности и землепользовании отдельных лиц, акимам будет предоставлена возможность их изъятия, путем отнесения нужд населения в пастбищных угодьях к государственным нуждам.

Справочно: Расчеты затрат бюджета на изъятие сельхоз земель для обеспечения потребности населения в пастбищах и ИЖС не могут быть произведены предварительно, до проведения детальной ревизии земель. В 6585 сельских населенных пунктах имеющиеся 20,8 млн.га пастбищ не достаточно для удовлетворения нужд населения, дополнительно требуется 27,7 млн.га земель.

По прогнозным расчетам всего по республике для этих целей потребуются финансирования в общей сумме от 56,3 млрд.тенге до 188,8 млрд.тенге начиная с 2020 года (Протокол РБК №27 от 29.11.2016г.).

Законом рассмотрены вопросы отнесения к государственным нуждам обеспечения сельских жителей пастбищами и выделения земель под индивидуальное жилищное строительство, дающие акиматам возможность выкупа земельных участков с обоснованием ее необходимости.

Кроме того, Законом предусмотрены меры, направленные на открытость и прозрачность процедуры предоставления земель.

Для учета общественного мнения местного населения при распределении земель расширен состав земельной комиссии представителями местного самоуправления и общественности, общественных советов, негосударственных организаций (АПК, строительной деятельности, недропользования и т.д.), Национальной палаты предпринимателей не менее 50% от общего количества ее состава.

Более подробно о работе Земельной комиссии Вам доложиться Руководитель Управления Каражанова Жанар Кабдулсагатовна.

Установлен срок действия положительного заключения Земельной комиссии – один год, за исключением сельхозземель, предоставленных через конкурс.

Предусмотрена возможность обжалования протокольного решения Земельной комиссии в суде.

Списки лиц, получивших земельные участки, будут размещаться на специальных информационных стендах, опубликовываться на интернет – ресурсах МИО и соответствующего уполномоченного органа - ежемесячно, а также в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории района, города не реже одного раза в квартал.

Так же, внесены поправки в части продления срока аренды земельного участка на новый срок, продление ее срока производится акиматом без рассмотрения Земельной комиссией (в случаях надлежащего исполнения обязательств по договору аренды земельного участка и неизменности границ земельного участка).

Основные положения внесенных изменений в Земельный кодекс:

- компетенция Правительства по предоставлению земель для нужд обороны и национальной безопасности передана МИО областей, городов Астаны и Алматы;

- освобождение от возмещения сельхоз потерь при предоставлении земель для нужд обороны и национальной безопасности;

- уточнены нормы по кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков, расположенных за пределами черты населенных пунктов;

- уточнение компетенции МИО района по выдаче разрешения на использование земельных участков для проведения изыскательских работ на территории земель населенных пунктов;

- уточнены нормы по возмещению землепользователю стоимости оплаты за выкуп права аренды и предоставления по его желанию иного земельного участка при принудительном изъятия земель для государственных нужд;

- допускается залог права временного краткосрочного возмездного землепользования при организации долевого участия в жилищном строительстве, при этом сохраняется запрет на залог указанного права в иных случаях;

- предоставление вне конкурса земельных участков переселенцам (внутренним мигрантам) в регионах, определенных Правительством, для строительства объектов в черте населенных пунктов, за исключением городов областного значения;

- определен размер земель для ведения огородничества (не более 1 га) предоставляемых гражданам на праве временного безвозмездного землепользования;

- компетенция Управлений земельных отношений по предоставлению информации о лицах, у которых принудительно изъяты земельные участки согласно статей 92 и 93 Земельного кодекса, переданы Земельной инспекции, как органа, подающего иски в суд;

- с 2021 года торги (конкурсы, аукционы) по продаже земельных участков или права аренды земельных участков проводить исключительно в электронном виде через веб портал госимущества;

- не допускается раздел сельхозземель, предоставленных для ведения сельхоз производства на ЛПХ (на приусадебный надел) и ИЖС;

- запрещается раздел сельхозземель, расположенных в пригородных зонах городов республиканского и областного значения, столицы;

- участие общественных советов в работе акиматов по вопросам регулирования земельных отношений.

Также, Земельным кодексом предусмотрено образование единой земельной комиссии объединившей земельную и конкурсную комиссии, поскольку состав таких комиссий практически идентичен и на местном уровне будет представлен одними и теми же субъектами: как должностными лицами, так и представителями неправительственных организаций.

Так, статья 12 Земельного кодекса дополнена понятием земельная комиссия – коллегиальный орган при МИО, создаваемый в соответствии со статьей 43, для рассмотрения ходатайств граждан и подготовки заключений о предоставлении прав на земельные участки (в т.ч. по определению победителя конкурса по предоставлению права аренды для сельхоз целей), об изменении целевого назначения земельных участков и о переводе земель водного фонда в земли других категорий.

При этом регламентирована следующая схема деятельности Земельной комиссии:

1) типовое положение о земельной комиссии будет утверждаться приказом Министерства сельского хозяйства, на основе которого акиматы будут формировать составы комиссий на местном уровне;

Распоряжением Премьер-Министра, разрабатываемого в целях реализации принятого Закона, предусматривается МСХ разработка и утверждение типового положения о земельной комиссии с государственной регистрацией в органах юстиции, в срок до июля т.г.

При этом, соответствующий проект уже поступил на Ваше рассмотрение (также всегда можете ознакомится с его последней редакцией в Комитете), и не дожидаясь его регистраций в Минюсте, для своевременного принятия мер Вы должны подготовить соответствующие проекты на утверждение маслихата.

Хочу отметить, что на основании пункта 3 статьи 11 Закона РК «О правовых актах», если в Законе указано, что какая-либо его норма права применяется на основе дополнительного нормативного правового акта, до утверждения в установленном законодательством порядке Типового положения о земельной комиссии, при акиматах остаются действовать существующие Земельные комиссии.

Кроме того, в порядке информации хочу отметить, что согласно статьи 10 Закона «О правовых актах» нормативные правовые приказы Министров являются по иерархии вышестоящим в отношений нормативных правовых решений маслихатов и акиматов. Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.

Справочно: Закон РК «О правовых актах»,

Статья 10. Иерархия нормативных правовых актов

1. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.

2. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции Республики Казахстан, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:

1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;

2) конституционные законы Республики Казахстан;

3) кодексы Республики Казахстан;

4) консолидированные законы, законы Республики Казахстан;

5) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его Палат;

6) нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;

7) нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;

8) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов;

9) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;

10) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.

3. Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.

Статья 11. Прямое действие НПА

3. Если в самом нормативном правовом акте указано, что какая-либо его норма права применяется на основе дополнительного нормативного правового акта, то эта норма применяется в соответствии с основным и дополнительным нормативным правовым актом.

До принятия дополнительного нормативного правового акта действуют нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие отношения.

 

2) состав земельной комиссии и положение о ней по предложению местных исполнительных органов будут утверждаться соответствующими маслихатами;

Согласно пункту 2 статьи 10 Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», состав новой Земельной комиссии и положение о ней могут быть утверждены на внеочередной сессия маслихата.

Справочное: Ст. 10. Порядок созыва сессии маслихата

2. Очередная сессия маслихата созывается не реже четырех раз в год и ведется председателем сессии маслихата. Внеочередная сессия маслихата созывается и ведется председателем сессии маслихата по предложению не менее одной трети от числа депутатов, избранных в данный маслихат, а также акима. Внеочередная сессия созывается не позднее чем в пятидневный срок со дня принятия решения о проведении внеочередной сессии. На внеочередной сессии могут рассматриваться исключительно вопросы, послужившие основанием для ее созыва.

 

Состав земельной комиссии должно быть не четным и составлять не менее 9 человек. При этом количество представителей отраслевых общественных объединений, общественных советов, Национальной палаты предпринимателей, а также органов местного самоуправления должно составлять не менее 50% от общего количества членов Земельной комиссии.

Количество членов Земельной комиссии зависит от того сколько необходимо включить в ее состав представителей госорганов, а представители «общественности» могут быть и до 70-80%.

Например: Земельная комиссия области – 13 человек, а района – 11 + учитывать 2 членов при проведений сельхоз конурса (аким села + представитель местного населения на территории которых находится земельный участок).

Данная норма введена для учета общественного мнения местного населения при распределении земель.

3) Земельная комиссия действует на постоянной основе, состав ее утверждается ежегодно, рабочим органом такой комиссии является соответствующий уполномоченный орган по земельным отношениям;

4) в состав земельных комиссий наряду с отраслевыми организациями в области АПК входят также представители иных отраслевых организаций (например, в сфере строительной деятельности, недропользования);

5) при проведении конкурса по предоставлению земельных участков для сельхозпроизводства в состав комиссий должны быть включены также аким города районного значения, поселка, села, сельского округа, на территории которых находится земельный участок, и представители местного населения соответствующего города районного значения, поселка, села, сельского округа, делегированных собранием местного сообщества;

6) заседание Земельной комиссии обязательно фиксируется с помощью средств аудио-, видеозаписи;

Порядок технического применения средств аудио-, видеозаписи, обеспечивающих фиксирование хода заседания земельной комиссии, хранения аудио-, видеозаписи, а также порядок доступа к аудио-, видеозаписи будут утверждены приказом МСХ.

7) Протокольное решение земельной комиссии может быть обжаловано в суд. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение протокольного решения Земельной комиссии.

8) срок действия положительного заключения земельной комиссии составляет один год со дня его принятия, за исключением земельных участков, предоставляемых в соответствии со статьей 43-1 Земельного Кодекса.

Пропуск годичного срока является основанием для принятия местным исполнительным органом решения об отказе в предоставлении права на земельный участок.

В этой связи необходимо держать на учете срок истечения действий решений Земельной комиссии. В Протокольном решений земельной комиссии в обязательном порядке необходимо указывать дату действий, т.е. день, месяц, год.

Так же предусматривается обязанность местных исполнительных органов размещать информацию со списками лиц, получивших земельный участок, на специальных информационных стендах в местах, доступных для населения, а также на своем интернет-ресурсе и интернет-ресурсе соответствующего уполномоченного органа по земельным отношениям ежемесячно, а не раз в квартал, как это установлено действующим законодательством.

Дизайн и разработка сайта от компании «Licon».
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2019. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.